[2] Яков Островский, родился 25 октября 1857 года, из Кременецкого духовного училища поступил в сентябре 1874 года в Волынскую духовную семинарию. Сын священника села Дубищи Староконстантиновского уезда Стефана Островского. Выпущен по первому разряду в 1880 году.
[3] Село Дубищы (1) Староконстантиновского уезда.
Село Дубищы - по древнему Дубище (2), получило сие название по всей вероятности от обилия и доброкачественности дубового леса, существовавшего некогда в здешней местности. Это подтверждается и устным преданием здешних старожилов.
Существование, под названием Дубище, настоящей местности, делается известным в XVI-м столетии. В Материалах для истории Малороссии указывается на существование в тогдашнее время, под названием Дубище в смежности двух местностей: Дубище на Случи и Дубище на Полной (3).
Что именно сия описываемая местность известна была в XVIм столетии - Дубище на Случи, это несомненно: потому что и в настоящее время село Дубищы расположено при самой реке Случи, большею частью как бы на берегу оной; а часть сего села, обтекаемая сею рекою, составляет полуостров, каковым названием (поострив т.е. полуостров) сия часть села и слывет в народе. Но где же, в настоящее время, местность - Дубище на Полной? Как другого Дубища, так и названия речки Полной, в близости нет. (4) Можно, впрочем, о Дубище на Полной, с вероятностью положить следующее. - В смежности настоящих Дубищ в 3-х верстах к северу протекает теперь небольшая речка, называемая Гудованик. По производству от простонародного слова: гудованый - тучный, полный, - Гудованик, должно быть, та самая речка Полная на которой полагается другое Дубище. Настоящий-то Гудованик (Полная) течет по направлению к смежному с настоящими Дубищами селу Волице Дубищской, где под самым почти селом (от въезда из с. Дубищ) весьма заметен даже на сей речке бывший мост с клиновищем. Посему-то, несомненно, Волица Дубищская есть только остаток бывшей некогда большой местности - села Дубища на Полной, - (5) остаток, должно быть, уцелевший от погрома Татарского во второй половине XVI-го века. (6) Последнее обстоятельство о разорении врагами как того, так, между прочим, и сего - Дубищ с большею памятностью, подтверждается здесь в устном предании народа.
Село Дубище на Случи - нынешняя Дубищы (равно и оное село (7) - Дубище на полной) было некогда как богатая природой, так и многолюдная местность. Оно, вместе с соседними селами: Черленевкою (Чернелиовкою), Майковцами (Марковцами), Кульчинами, Кульчаевцами (Кульчинками) и другими, принадлежало в XVI-м веке к Кременецкому Замку; а, спустя некоторое время, перешло под ведомство замка Красиловского (8). Каким образом Дубищы (Дубище на Случи) в последствии досталось в частные руки владельцев - дарственно, или покупкою с достоверностью неизвестно. Здесь, и в народе, известна история о бывших их некогда обширности - по пространству и населенности: о нескольких, в одно время, Панах - владельцах Дубищ и бывших здесь их дворцах, (9) из коих Господ каждый, по давнему произволу, мог выселять народ в другие места. Так, по рассказам, в конце прошедшего XVIII столетия часть народа села Дубищи отведена в ближайшую от Дубищ часть села Волицы Дубищской (10).
В Дубищах в XVI-м веке существовал Православный "Введенский" монастырь. (11) Но где именно в древних Дубищах был сей монастырь, утвердительно решить трудно. (12). С большею вероятностью, можно положить что был монастырь в "Дубищах на Случи", так как о сих Дубищах, должно быть и в былое время, чаще общо говорилось: "Дубище, Дубищский Монастырь", а от тех больше с ограничением: "Дубище на Полной". Есть, впрочем, и в селе Дубищах теперь урочище, вблизи настоящей Дубницкой Церкви, под названием "Сурмиче" (простонародное слово) - пустынное, отшельническое место; не есть ли это самое место бывшего монастыря? Оно до недавнего времени (1863 г.) оставалось пустопорожним, а теперь занято под крестьянскую усадьбу и здесь находят в земле, кроме человеческих костей, обломки: кирпичей, изразцов и даже медной, наподобие Церковной, посуды (13).
Но кроме того, что известно о древнем Дубищском Православном монастыре, прежняя Дубищская церковь, до построения настоящей, несомненно была Православноу (а не Костел), равно как и Пастыре ее - Священники были Православные (а не Ксёндзы). Это можно доказать следующим:
1) Сданный в 1857 году (пишущим сие) древний (холщевый) Антимннс Дубищской церкви, для перемены на новый (настоящий) был число Православный, подписанный Рафаилом (Заборовским), бывшим Митрополитом Киевским. (14)
2) Доселе хранятся в Церкви древние Богослужебные, Православной печати книги: Евангелие, печатанное 1690-го года Львовским Братством, по благословению Четверопрестольных Патриархов; Большой Требник (без заглавного листа), так называемый Петра Могилы и Триодь-Постная 1717-го года, печати Львовского Братства, и Цветная, печатанная в Чернигове, по благословению Православного Архиепископа Лазаря Барановича; обе за подписью жертвователей сих книг 1728 года, при Священнике Стефане Козирском.
3) В нынешней церкви сохранились две серебренные Чаши (кроме одной оловянной), древней с херувимами чеканки.
4) Замечательно, в сем отношении то, что один из Дубищских Священников Симеон Сиротинский, со времени построения уже настоящей церкви (в 1783-м году) начал в подписях называть себя Сироценский; Что и может служить достаточным доказательством того, что совращение его в унию последовало не раньше этого времени.
Метрические акты, хранящиеся при Дубищской церкви, восходят до 1743 года. Из них, по подписям, известно о следующих с того времени Священниках до 1751 г. Иерей Василий Резнечковский, 1751-1790 г. Иерей Симеон Сиротинский (Сироценский); вместе с Сиротинским с 1780 года Иерей - Коадъютор Андрей Каркутовский, а, по смерти Сиротинского (или удалении), 1790-1793 г. но же Андрей Каркутовский - Парох Дубищский; по 1794-й г., включительно, значатся Администраторы парохи: Василий Рогальский, Матфей Лотоцкий и Григорий Лобкович: 1795-1848 г. Иерей Иосиф Гурковский; 1848 - 1855 г. Священник Евграф Синицкий; от 1856 года по настоящее время Священник Стефан Островский.
Настоящая Дубищская Рождество-Богородичная церковь построена в 1783 году Прихожанам, по разрушению в 1781 году. (15) Она построена (как выше значится) при двух, вместе бывших Священниках: Иерее - Парохе Симеоне Сиротинском (Сироценском) и Иерее - Коадъюторе Андрее Каркутовском, - построена близ прежде бывшей церкви на том же погосте. (16) На сем погосте было некогда кладбище, существовавшее очень долго, как видно из того, что при устройстве церковной ограды (1863) и при копании фундамента под колокольню (1868) найдено в слоях земли три группы - одна на другой человеческих костяных скелетов, из коих самая верхняя группа тел была погребаема на других человеческих телах не более аршина вглубь от поверхности земли. Есть, впрочем, и позднейшее довольно обширное, густо усеянное могилами кладбище (кроме настоящего с 1845 года), при селе же Дубищах с восточной стороны.
Кем первоначально освящена Дубищская Рождество-Богородская церковь в 1783 году неизвестно; неизвестно и то, куда она по местности епархиальной в то время принадлежала. Впрочем, в 1790-м году, свидетельствовал Метрические записи Киприан Стецкий, Епископ Луцкий и Острожский; в начале же бытности здесь Священника Иосифа Гурковского, когда, быть может, впервые заведены им при Дубищской Церкви исповедные росписи; сии росписи 1796-1799 года озаглавлены: Епархии Брацлавской, губернии Подольской, Протопопии Староконстантиновской.
Какими фундушами пользовалась древняя Дубищская церковь, неизвестно. Известно, впрочем, что фундуши бывшего Дубищского монастыря, во второй половине XVI века присоединены были к Владимирской епископской кафедре. (17) В 1794 году формально наданы сей церкви земли Помещиком Хоронжим Иоанном Вышлавским, каковых земель было: пахотных полей на 27-м дней оранья и сенокос в лесу на 35-ть косарей. (18). К сим землям в 1856 году, по благоусмотрению Православного Помещика Петра Куприанова почти третья часть настоящих земель прибавлена; так что, по измерению в 1859 году Поземельною Комиссией, теперь Дубищской Церковной земли (исключая кладбище, оставшихся неизмеренныими) 49 десятин 1103 квадратных сажени.
Настоящая Дубищская церковь присоединена из унии к Православию в 1795 году. (19) Какие обстоятельства испытывала сия Церковь до 1856-го года, неизвестно; по всей вероятности как церковь, так и положение Пастырей ее, были весьма посредственны. Будучи полуразрушена, как извне, так и внутри, Дубищская Церковь в 1856-м году была в жалком положении и прихожане ее почти не имели сознания о благолепии храма Божия. В 1857 году, при усердии Помещика Петра Куприянова, как бы вновь приступлено к устройству Дубищской Церкви: она всецело исправлена извне, внутри иконостас перестроен и, с утверждением вновь св. Пестора, с разрешения Архиепископа Арсения, (20) освящена 3-го Ноября сего же года Благочинным, села Чернелиовки Священником Константином Поржецким.
В настоящее время село Дубищы составляет приход одной сей местности. В нем числится, приблизительно, дворов 65; а Прихожан обоего пола 500; все они Православного вероисповедания, Крестьяне собственники - трудолюбивы и усердны к храму Божию. При их усердии и некоторых частных благотворениях, Дубищская Рождество-Богородичная церковь, в настоящее время, имеет следующий вид: деревянная на каменном основании, крепкая, к ней спереди пристроена соответствующая колокольня, вся Церковь с колокольней покрыта жестью, стены обшиты досками и покрашены, внутри тоже выкрашена, вместительна, иконостас приличный и вообще как извне так и внутри прилично благоустроена.
С. С. О.
(1) Извлечение из Церковной летописи: "История Церкви и прихода села Дубищы".
(2) Описание Замка Кременецкого под 1545 г, "Материалы для истории Малороссии", с.229.
(3) Там же.
(4) Есть Дубищы, но это за 120 верст - в Житомирском уезде.
(5) Смотр. Вол. Епарх. ведомости, 1873 г. N17, часть неофициальная, с.602. И автор описания "села Волицы Дубиской (Дубищеской)" поцитовал, что описываемое им "Дубище - Дубищо на Полной" было называемо в отличие "Дубище на Случи".
(6) Там же.
(7) Там же. - Автор о "Дубище на полной" поясняет, что это некогда было местечко, так как и существует "древнее Еврейское кладбище, отстоящее от прежде бывших Дубищ не далее 300 саженей". Но едва ли не далее; при том всецело известно, что сие Еврейское кладбище есть старое Еврейское "м.Красилова" кладбище, - на Красиловских же полях и доселе выкупаемое Красиловскими Евреями.
(8) Материал для истории Малороссии - Описание Замков.
(9) Дубищские старожилы указывают сами места бывших дворцов.
(10) Это подтверждает и автор "села Волицы Дубиской", что около 1790 года тридцать семейств из Дубищь переселено в тогдашнюю "Воличку". "Волынские Епархиальные ведомости", 1873, часть неофициальная, с. 603.
(11) Волынские Епархиальные ведомости, 1867 год, №5, часть неофициальная, с.80.
(12) Указанная автором "села Волицы Дубиской" данные о существовании монастыря в "Дубищах на Полной" (см. Вол. Еп. вед. 1873 г, №17, часть неофициальная, с.603-605), не имеют надлежащей основательности: а) найденные им во владельческом саду в земле каменные кресты, как видно, - позднейшие не только оного монастыря, но даже постройки настоящей Волицкой церкви, как-то: один из двух крестов с надписью 1769, а) Церковь построена 1765 г. b) Раскопы погребов (или пещер), будто, в 1835 г. Помещиком Яловицким, не имеют, даже у автора, основательного подтверждения и суть общеизвестная (и в других местах) легенда, так что если, по требованию обстоятельств, и были какие-либо раскопы, то они не что другое, как раскопы давнейшего владельческого погреба вблизи старого (господского) дома. c) И само даже существование "Дубищ на Полной", как несколько решено, было в другом (а не в указываемом леску - с.602) месте, - именно по течению речки "гудованика" - в теперешней части Волицы, называемой "Дубищиною". Значит указанная местность с крестами и оврагами, можно заключить, было древнее кладбище (быть может и с церковью или часовней) "Дубищ на Полной".
(13) В недавнее время найдена "тарелочка" наподобие так называемой "Патины" - даже с какою-то трудно разборчивою надписью.
(14) "Рафаил Заборовский" святительствовал в Киеве 1731-1747 г. Киевский Народный Календарь, 1873 г., с. 93.
(15) Опись Дубищ. Церкви в 1806 году
(16) По свидетельству старожилов.
(17) Епарх. Вол. ведомости 1867, №5, Часть неоф. с. 80
(18) Опись Дубищ. Церви в 1806 г.
(19) Там же.
(20) Теперешний Митрополит Киевский.
[4] Владимир Островский, родился 4 августа 1859 года. Сын священника с. Дубище Староконстантиновского уезда. Закончил Кременецкое духовное училище в 1875 году. В сентябре 1875 года поступил в Волынскую Духовную семинарию. Окончил первое отделение семинарии в 1881 году по второму разряду. Станет священников в селе Каленское, Овр. уезда. В тексте опечатка, в списке Владимир идет не 15-м, а 25-м.
[5] Василий родился 5 февраля 1867 года в семье Стефана Островского, священника села Дубищы Староконстантиновского уезда Волынской губернии. Окончил Кременецкое духовное училище в 1882 году, в сентябре того же года поступил, а затем отлично учился в Волынской духовной семинарии в период с 1882 года и в 1888 году закончил ее первое отделение по первому разряду. Отличался даровитостью и благонравным характером - осталось в бумагах семинарии. Был псаломщиком при церкви города Ментона на юге Франции, где и скончался 8.05.1894 во Франции.
[6] Семен Островский, родился 1 февраля 1874 года в семье священника села Дубищи Староконстантиновского уезда Волынской губернии. В 1888 году закончил Кременецкое духовное училище. В августе 1888 году поступил в Волынскую духовную семинарию и закончил ее второе отделение по второму разряду в 1895 году.
Источник: Н.И.Теодорович, "
Волынская духовная семинария", 1901 г., с.809.
[7] "Священнослужителями при церкви села Дубищы состояли: ... Священник Стефан Островский с 1856 года по 1879 год, дельный, трудолюбивый и любимый прихожанами пастырь, он обновил приходскую церковь, пристроил колокольню, учил крестьянских детей церковному пению и чтению, пожертвовал свою библиотеку в школу и мн. др.
7) священник Григорий Островский с 20 ноября 1879 г по апрель 1883,
8) сын о. Стефана, священник Яков Стефанович Островский с 21 декабря 1880 года по апрель 1883 года младшим священником, а с 1883 года по 1889 год настоятелем.
Источник, с.430, источник "Волынь в описаниях городов, местечек и сел. Том IV. Староконстантиновский уезд".
Источник:
с.431, "Волынь в описаниях городов, местечек и сел. Том IV. Староконстантиновский уезд".
[8] Яков Островский, родился 25 октября 1857 года, из Кременецкого духовного училища поступил в сентябре 1874 года в Волынскую духовную семинарию. Сын священника села Дубищи Староконстантиновского уезда Стефана Островского. Выпущен по первому разряду в 1880 году.
Источник: Н.И. Теодорович, "
Волынская духовная семинария", 1901 г., с.740
[9] "Волынские Епархиальные ведомости" публикуют список тех родителей, чьи дети запоздали с приездом в Семинарию после пасхальных каникул. Список открывает Стефан Островский из Дубищ.
"Волынские епархиальные ведомости",
№14, 1878, c.481
[10] 20 ноября [1879 года] скончался священник с. Дубищы, Староконстантиновского уезда, Стефан Островский.
"Волынские епархиальные ведомости",
№2, 1880, c.28
[11] По резолюции Его Высокопреосвященства 2 Декабря [1879 года] приход села Дубищы, Староконстантиновского уезда, поручен в управление заштатному священнику Григорию Островскому с правами, настоятелю церкви усвоенными, впредь до усмотрения и распоряжения.
"Волынские епархиальные ведомости",
№2, 1880, c.28
[12] По постановлениям Волынского Епархиального Попечительства, состоявшегося 30 сентября 1882 года, с соизволения Его Высокопреосвящества, утверждены к исполнению росписания о бедных духовного ведомства, составленные на предмет выдачи из сумм местного Окружного Попечительства за 1 половину 1882 года пособий ... 3) По 2 округу Староконстантиновского уезда при воспособлении 24 руб. со стороны Епархиального Попечительства, следующим лицам: ... священническим сиротам села Дубищы Василию, Константину, Симеону, Евгении и Варваре Островским 24 руб.
"Волынские Епархиальные ведомости", 1882, с.972,
№36.
[13] Утверждены к исполнению росписания о бедных духовного ведомства, составленные на предмет выдачи из сумм местного Окружного Попечительства за 2 половину 1882 года пособий ... 3) По 2 округу Староконстантиновского уезда без воспособления со стороны Епархиального Попечительства, следующим лицам: ... священническим сиротам села Дубищы Василию, Константину, Симеону, Евгении и Варваре Островским 24 руб.
"Волынские Епархиальные ведомости", 1883, с.334,
№12.
[14] Помощник Настоятеля Дубищского прихода, Староконстантиновского уезда, утвержден в должности Настоятеля того же прихода Иаков Островский.
"Волынские Епархиальные ведомости", 1883, с.335,
№12.
[15] 20 марта 1871 года в семье Стефана Григорьевича Островского рождается сын Константин.
В 1883 году он в списке 2-го класса Кременецкого духовного училища, где учится на епархиальный счет.
"Волынские Епархиальные ведомости", 1883, с.770,
№27.
[16] В мае 1871 года Стефан Островский из Дубищ баллотировался на должность Делопроизводителя Епархиального съезда. с.347
№15, c.348 #15.
Волынские Епархиальные ведомости, с.320
№14 1871 - за него мало проголосовали
Волынские Епархиальные ведомости, с.344 май
№15 1871 - все же избран Делопроизводителем Епархиального съезда.
[17] 15 июля 1872 года Стефан Григорьевич участвует в работе Волынского епархиального съезда. В частности, он и еще несколько священников обращаются с заявлением, что они, неся должности членов окружного и Епархиального Съездов, что для них, по дальности расстояния довольно обременительно, просят Съезд, чтобы им были возвращены от округов их путевые издержки. Съезд решает: так как определение по этому предмету состоялось еще на прежнем Епархиальном Съезде, который проходил 26 мая 1871 года и утверждено Его Высокопреосвященством, на основании которого Духовенство каждого десятка посылаемому от него члену должно выдавать прогонные на две лошади деньги и суточных по 60 копеек; но это определение не исполнено теми Благочинными, из округа которых члены сделали письменное заявление, а большинство заявило о том же предмете словесно, то Съезд покорнейше просит Его Высокопреосвященство сделать распоряжение, дабы Волынскую Духовною Консисторией были взысканы следуемые членам деньги с невыдавших и выданы членам через Благочинных.
"Волынские Епархиальные Ведомости",
№18, с.505, 1872.
[18] В период с 1856 года по 1873 год служит священником в селе Дубищи.
Источник: "Волынские Епархиальные Ведомости",
№1, 1874, c.22
--
Комментариев нет:
Отправить комментарий