суббота, 4 июня 2022 г.

Феофил Кириллович Островский - после 1917 года


Самый неясный период жизни моего прадеда. Его следы практически потерялись. Умерли все, кто знал правду, но ею не поделился.  


1924 (47 лет)

Фотография из домашнего архива. Феофилу здесь 46 лет. Где сделан этот снимок?  


Феофил Кириллович, 1924
Фото в гражданской одежде. Где сделано фото - неизвестно. 
Найдена среди бумаг, оставшихся после смерти Виктора Ф. Островского. 

Оборотная сторона фотографии

Что же происходило после 1914 года? Все, чем пока располагаю - это письмо родственницы,  внучки Феофила - Галины Рощупкиной, дочери Елены Федоровны (Феофиловны) Островской. Галина - двоюродная сестра Алисы Викторовны Островской, дочери Виктора Федоровича (Феофиловича) Островского: 

«Со слов моей мамы [Елены], отец их [Виктора, Елены и Александра] был белый офицер [Речь про Феофила Кирилловича, которого после революции чаще называли Федор Кириллович]. По каким-то причинам семья их распалась. И Федор Кириллович женился на или жил с какой-то Марией. Эта Мария из имения в Польше, оно называлось «Ковмятино» [предполагаю, что речь о фольварке Ковнятин, который не сохранился до наших дней]. А у этой Марии есть дочь, но имя мама не знала. А мама [Раиса Ипполитовна, бывшая жена Феофила Кирилловича Островского], уйдя от Федора К. Островского, как бы вышла замуж за графа Оболенского (*). Этот граф дворянин, и у них должен быть совместный сын Юрий [у них было четверо детей]. Со слов моей мамы, вроде бы их мать жила в Америке. Со слов моей мамы, было, видимо, в 1956 году в Москву д. Вите [Виктору Федоровичу (Феофиловичу) Островскому, сыну Феофила] письмо от их отца Федора К. [Феофила Кирилловича Островского], он, якобы, разыскивал своих детей: т.е. д. Витю и мою маму, но д. Витя сказал, что раз нас предали и мы столько пережили и д. Витя не стал ему писать. Алла, вот эту фотографию я вам посылаю, (...) Здесь их отец, мать держит на руках д. Витю, а няня держит на руках мою маму маленькую. И мамина мать была беременная Сашей. Это фотография, со слов моей мамы, это и есть имение под Польшей, оно называется «Ковмятино»

(*) У князя Ф. Н. Оболенского было 4 сына и дочь, речь идет не о графе, а о кн. Александре Федоровиче Оболенском, расстрелянном в 1937 году, за него вышла замуж Раиса Ипполитовна, расставшись с Феофилом Кирилловичем. 

Деревня Ковнятино (Ковнятин) расположена в Полесье в 30 км на север от Пинска, в разные периоды истории эта земля была территорией Российской империи, Люблинского или Подляского воеводства Польши, территорией Беларуси. Деревня Ковнятин(о) находилась в Логишинском районе в Пинской, а затем с 1962 года - в Брестской области. 

В 1914 году 9-10 сентября в ходе тяжелых боев Ковнятин, Логишин и Мокрые Дубравы были освобождены от германских войск силами 298-го Мстиславского полка. В 1915 году 3-я Русская армия отступала, но в августе закрепилась в Полесье, линией разделения выступал Огинский канал. В сентябре 1915 года было предпринято наступление - 75-я пехотная дивизия с пехотным полком 83-й пехотной дивизии наступали от южного берега Погостского озера через Новый Двор на Стошаны, Ковнятин и Логишин. В результате ожесточенных боев Логишин был освобожден и до 1918 года территория была занята русскими войсками. 

В дальнейшем территория Полесья считалась польской.  

25 января 1919 года Пинском с боем овладела Западная Армия, сформированная из военных сил Р.С.Ф.С.Р. и советских республик Белоруссии и Литвы. Города обороняли Петлюровские части и гайдамаки, в редких случаях были стычки с отрядами польских легионеров. 

В 1939 году СССР и Германия разделили Польшу, 2 ноября 1939 года Верховный Совет СССР принял закон «О включении Белоруссии в состав Союза Советских Социалистических Республик с воссоединением ее с Белорусской Советской Социалистической Республикой». 4 декабря 1939 года была установлена граница между БССР и СССР. Земли Полесского воеводства были включены в состав Брестской и Пинской области БССР. 

В 1941-1944 годах Пинск и его окрестности были под немецкой оккупацией. Затем - вновь въехал в СССР.  

В 1962 году Логишский р-н был упразднен, территория вошла в Пинский район Брестской области.   

Любопытный факт - совсем недалеко от Ковнятина в Пинске жил с 1921 года и умер 16 ноября 1948 года брат Александра Федоровича Оболенского - Борис Федорович Оболенский (похоронен в Пинске 16.11.1948) с женой - Данилевской Марией (Марылой) Ивановной (1900-1946). Феофил Кириллович и Борис Федорович практически наверняка были знакомы. Виделись ли они после 1917 года? 

Возможно Борис Федорович был знаком также с Елиазаром Ипполитовичем Захарьиным (братом Раисы Ипполитовны Захарьиной), поскольку они оба заканчивали Суворовский Кадетский Корпус в Варшаве практически в одни и те же годы (1904-1907 - Элиазар Ипполитович, 2-й выпуск, 1906-1913 Борис Федорович, 8-й выпуск). 

Видео Ковнятино 2021 года.  


Раиса, бывшая жена Феофила, мать Вити, Елены и Шуры (а также Юрия, Николая, Михаила, Ольги) не жила в Америке. Она жила в России, умерла в 1954 году и похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище. В Америке мог, теоретически, оказаться Феофил Островский, но его следов мне найти не удалось. Тем более не получается найти некую Марию (вторую жену Феофила?) и ее дочь. 

Родственники из семьи брата Феофила, Арсения Кирилловича Островского, считают, что он жил где-то в Киеве или под Киевом. Но опять же, документальных свидетельств этому нет. 

Дальнейшая судьба Феофила Кирилловича Островского мне и моим близким неизвестна. 

Дети Феофила и Раисы считали себя брошенными родителями, обижались на это. 

Раиса Ипполитовна, как мне рассказали, искала их всю жизнь, в том числе через Международный Красный крест... безуспешно. 

Не нашли друг-друга и сестры Захарьины, умерла в эмиграции Елена, а Варвара и Раиса прожили всю жизнь, не зная о судьбе друг друга. 

Великая война, революция, гражданская война, репрессии, вторая мировая война перепахали жизни народов. Больше всего людей в семьях Островских и Оболенских уничтожили репрессии новой власти. 

Моя мама росла без отца, дяди и без дедушки Феофила. Рано потеряла маму, а отец все ее детство жил в ссылке "на Северах", как тогда говорили. После смерти сухиничских дедушки и бабушки, которые ее воспитали, у нее оставалась только ее маленькая семья, которую она очень любила и согревала своим теплом - муж и сын. Она практически ничего не знала о Феофиле Кирилловиче и не знала даже имени своей второй бабушки - Раисы Ипполитовны. Вся основная информация была собрана уже после смерти моей дорогой мамы... слишком поздно я откликнулся на ее просьбу. 

-- 

Что хотелось бы узнать о прадеде: где и с кем Феофил Кириллович жил после 1-й мировой войны, в каком году умер и где похоронен, были ли у него еще дети? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Феофил Кириллович Островский - детство и годы юности

1877-19ХХ  29.12.1877 - ...  Отец - Кирилл Васильевич Островский    Мама - нет данных   Брат - Арсений Кириллович Островский    Брат- Петр К...