понедельник, 6 сентября 2021 г.

Памяти отца Стефана Островского

19-го октября [1877 года] минул год со дня смерти о. Стефана Островского (Стефана Васильевича Островского), бывшего первого настоятеля Коссыньского прихода Влодавскаго уезда Седлецкой губернии, после присоединения этого прихода из унии к православию. Не долго священствовал в коссыньском приходе этот добрый пастырь; всего только год и то нецелый, - без 11-ти дней. Однако грешно было бы не помянуть добрым словом его хотя бы кратковременной, но полезной пастырской службы. 

Покойный о. Стефан был одним из первых древлеправославных священников, вызванных на службу в возсоединенные приходы бывшей Холмской епархии. Настоятельствовать в Коссыньском приходе он начал с 1-го ноября 1875 года, и до этого времени был священником Волынской епархии, Старо-Константиновского уезда, в селе Волице, где состоял в должности помощника благочинного.  

По прибытии о. Стефана в Коссынь, его паства, не имевшая еще пастыря в рясе, с бородою и длинными волосами, вначале как-то странно, косо и дико смотрела на него. Но его личные прекрасные качества: здравый ум, живость характера, доступность и общительность, ласковое и кроткое обращение со всеми, весьма скоро вызвали к нему доверие и любовь, на первых порах чуждавшихся его коссыньских прихожан. Они стали относиться к нему, как к своему отцу и наставнику, и он не злоупотреблял их сыновним к нему расположением. В недолгие дни священства в коссыньском приходе о. Стефан прочно положил первые основы православия. Службы церковные совершались всегда с охотою и с неподдельным благочестием. К храму Божию и во всему священному в нем относился с глубоким благоговением и тем подавал вполне достойный подражания пример для прихожан. Не оставлял ни одного богослужения без пастырского поучения, или хотя краткого, приличного дню наставления, которые у него всегда были ясны, вполне удобопонятны, живы и потому действенны. Но кроме церковных поучений, и вне церкви, в домах прихожан и просто на улице, при встречах с прихожанами, если замечались на них какие либо недостатки, пороки или поступки, несоответственные православию, о. Стефан считал долгом своим таковых прихожан наставлять и вразумлять по Апостолу, благовременно и безвременно. В особенности покойный обращал внимание на то, чтобы все прихожане правильно полагали на себя крестное знамение, и не забывал напоминать о том и подробно объяснять при всяком случае. 

Важнейшее же дело, служащее видимым знаком утверждения коссыньского прихода в православии было устройство в коссыньской церкви, стараниями о. Стефана, св.престола среди алтаря, по освященному древностью обучаю православной Церкви. Грехом для себя считал покойный то обстоятельство, что в его церкви престол был придвинут к стене по латинскому обычаю. И едва только были присланы для воссоединения церквей священные облачения и вместе с тем - материал, необходимый для облачения престолов и жертвенников, о. Стефан решился тотчас привести в исполнение свое сердечное желание - устроить настоящий православный престол. Но как это сделать? Где достать все нужное для устройства престола? - В церковной кружке денег совсем не было; недоставало даже на освещение. - Но дело Божие самим Богом поспешествуется. О. Стефан обращается с просьбой от имени Господа к одному прихожанину, к другому, к третьему ... Один пожертвовал доску, другой - две, третий, четвертый и т.д. по несколько копеек, которые нужны были для уплаты столяру за работу. И престол готов. Облачение на престо сшито бесплатно родной сестрой покойного А.В. Приглашены соседские священники и храм с новоустроенным престолом освящен по чиноположению св. правосл. Церкви, соборно, 15 марта 1876 года, к великой духовной радости о. Стефана. И какая радость! Эту радость по справедливости можно уподобить отчасти той, которую имела св. Елена, когда обрела честный Крест. Когда на последней, коленопреклоненной молитве были произнесены слова: Сотворшим же создание сие и храма обновление рачением Божиим тщательно, оставление согрешений подожди, даруй им яжеко спасению прошения, воздвигни я к деланию заповедей Твоих, даруй им обновление дара Св. Твоего Духа, да неосужденно поклонятся тебе Единому Истинному Богу, о. Стефан при этом трижды поклонился до земли, произнося: слава Тебе Боже! Слава Тебе Боже! Слава Тебе Боже!" С неменьшей радостью и благоговением участвовали в этом торжестве и прихожане, руководимые к тому поучительным примером своего пастыря. Из них в этот день было у исповеди и Св. Тайн причастия около полутораста человек. 

Жаль, что так кратковременны были дни служения покойного о. Стефана! Его прихожане отнеслись с большим сожалением к его кончине. В короткое время они искренне полюбили его, а в лице его им стало больше, чем прежде, любо и само православие. 

Но видно не суждено было покойному вкушать земных радостей. Окончив курс Волынской духовной семинарии в 1867 году, он тотчас, по рукоположении в священника в 1868 году уже обременен был большими заботами: на его руках было шесть человек сирот меньших родных братьев и сестер, которых нужно было кормить, одевать и воспитывать. В 1874 году он лишился своей нежно-любимой супруги, разделявшей в протяжении шести лет его горе и заботы. Решившись затем перейти на службу в Холмско-Варшавскую епархию, о. Стефан должен был еще оплакать своего единственного сына, который в дороге безнадежно заболел и умер. Наконец, прибыв, согласно назначению, в Коссынь, он нашел предназначенное ему помещение в самом жалком состоянии: дом священнический ветхий, весьма сырой и запущенный. Такое дурное помещение и к тому же самое местоположение Коссыни низменное и болтотистое разрушительно подействовали на слабый, разбитый горем и заботами, организм о. Стефана. С наступлением весны 1876 года он начал хворать. Затем в середине лета болезнь обнаружилась лихорадкою. Разные доктора и различные лекарства ничего не пособляли; болезнь усиливалась и на выздоровление не было никакой надежды. Наконец, кто-то присоветовал о. Стефану ехать на излечение в лечебницу доктора Белинского в Ново-Место. О. Стефан решился ехать. Но прежде пожелал обратиться к Врачу душ и телес; по заповеди Апостола Iакова, призвал пресвитеры, чтобы помолились над ним, в таинстве елеосвящения, и затем отправился. Лечебница г. Белинского не доставила никакого облегчения больному, жизнь его земная, очевидно, быстро близилась к концу. 

Когда после трехнедельного пребывания о.Стефана в лечебнице Белинского, приехали, вызванные его письмом, брат его и сестра, то он был уже весьма близок к смерти. По желанию больного, они вывезли его из Нового-Места и по пути остановились в Варшаве; здесь о. Стефан, чувствуя себя не в силах продолжать путь, просил родных, не везти его дальше. Его поместили поэтому в варшавский Уяздовский военный госпиталь, в котором он и скончался 19-го октября.  

Благодаря предупредительности духовенства варшавского кафедрального собора, для покойника было выдано из собора священническое облачение, и 21-го октября о. Стефан Островский был погребен, прилично сану православного священника. 

Мир праху твоему, честный о Христе брат!  [8]  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Феофил Кириллович Островский - детство и годы юности

1877-19ХХ  29.12.1877 - ...  Отец - Кирилл Васильевич Островский    Мама - нет данных   Брат - Арсений Кириллович Островский    Брат- Петр К...