воскресенье, 30 января 2022 г.

Алдошины

О происхождении семьи Алдошиных мне известно немного.


Михаил Алдошин (U109) и Мария (U110)

Год рождения Михаила Алдошина, моего прапрадеда, мне неизвестен, как и то, кто были его родители, род занятий. Михаил Алдошин жил в селе Ханчиково, позднее это село вошло в растущий город Сухиничи. Село стояло на ключе. Внизу в пойме протекала речка Брынь или Брынка. 

Михаил Алдошин взял в жены Марию (дев. фамилия неизвестна). Про нее родственники смогли вспомнить лишь то, что она страдала астмой. В семье были дети: Иван (мой прадед, 1879 г.р.), Александр, Татьяна. 


Андрей Мишаков (U111) и Мария (U127) 

По рассказам прабабушки, ее отец Андрей Мишаков занимался извозом кирпича. В семье были дети: Александра (моя прабабушка, 1881 г.р.), Татьяна, Мария, Михаил, Николай, Василий. Жена Мария, умерла сравнительно рано, от инсульта. Старик доживал у детей по очереди, у каждого - месяц-другой. Прожил более 80 лет. 

Семья бабушки жила в селе Баевка, которое постепенно вошло в состав города Сухиничи. Это село также стояло на ключе. 


Иван Михайлович Алдошин, 1879-1957, 78 лет, (U118) и Александра Андеевна Мишакова, 1881-1975, 96 лет (U119)

Родом из семьи Ханчиково, до женитьбы на Александре Андреевне Иван Михайлович некоторое время жил на заработках в Москве. Работал носильщиком на вокзале. Сундучок с личными вещами и всем, что нажил в городе, у него украли, и он вернулся в Сухиничи.

Поступил на шпалопропиточный завод рабочим и несколько лет на нем работал. Позднее стал кондуктором на товарных поездах.  

Однажды, под окнами чужой свадьбы, познакомился с Александрой Андреевной. Молодые поженились, обзавелись детьми. Всего было 11 детей, большинство из них умерли в младенческом возрасте, кроме Ани, которая дожила до 4 лет. Ее потерю бабушка переживала особенно тяжело. Все дети получили образование. 

Первое время после свадьбы молодые жили с родителями дедушки. До революции Иван Михайлович зарабатывал неплохо. Это помогло молодой семье Ивана и Александры скопить на постройку дома. Купили участок с садом, подняли добротный дом под железной крышей. Толком порадоваться своему первому дому не получилось Молодых постигло несчастье - в большом пожаре выгорело несколько домов, включая и дом молодоженов. 

В день пожара Александра Андреевна гостила у родителей в Баевке, оттуда и увидела пожар. Дедушка спал после дежурства. Из имущества удалось спасти немного. Других денег на постройку нового дома уже не было. Молодую семью приютил старший брат бабушки - Михаил Андреевич Мишаков. 

Обзавестись собственным жильем на этот раз помогли родные. Через некоторое время Иван и Александра купили дом у тетки Ивана Михайловича. Покупке сопутствовали немалые переживания, тетка уже успела ранее получить задаток от человека, который переселялся в Сухиничи. Пришлось судиться, чтобы расторгнуть договор. И все же все волнения остались позади, сделку удалось расторгнуть, дом достался молодым.

В этом доме Иван Михайлович прожил всю свою жизнь, до 1957 года. Здесь родились и выросли все дети, сюда приезжали внуки.    


[1]  Дом семьи Ивана Михайловича и Александры Андреевны Алдошиных на улице Герцена, Сухиничи, Калужская область, год съемки неизвестен.  

Огороженный палисад. Крыльцо с деревянными ступенями под навесом и с лавочками по обе стороны. Окна выходят на улицу, на север. В комнатах из-за этого мало солнечного света. Крыша, как во многих домах Калужской области, покрыта щепой. 


1904 или 1905

Наталья Ивановна Яхонтова (ур. Алдошина)

24 августа 1904 года у Ивана и Александры родилась дочь Наталья. В 18 лет она закончит школу II ступени, в 1928 году - Калужский медицинский техникум, с акушерским уклоном. Поступила и училась в медицинском институте в Смоленске, но не закончила его, так как в 1934-1935 году родила первого ребенка, сына Колю, и вышла замуж за Николая Ивановича Яхонтова. Много лет она будет работать акушеркой, в Калуге и затем в Бобруйске. В 1939 году родится второй сын - Левушка.

В 1939 году ее мобилизуют для работы в госпитале по случаю Финской войны, служба завершится в апреле 1940 года. В 1941 году будет мобилизована уже в связи со Второй мировой войной, муж Коля - на фронте, с первого дня войны. В 1942 году умрет от менингита Левушка, в его 5 лет. В 1943 году Наталью Ивановну демобилизуют, а в 1944 году после тяжелого ранения попадет в госпиталь ее муж, которого в 1945 направят в Бобруйск, руководить восстановлением города и районов, он будет управляющим строительным трестом. Наталья Ивановна сможет заняться домашним хозяйством. 

В 1946 году у Натальи и Николая родится дочь Таня Пешкур (ур. Яхонтова). В 1959 году умрет муж Натальи, она останется с дочкой 13 лет. В 55 лет Наталье Ивановне придется выйти на работу акушеркой здравпункта Стройтреста 13, где работал ее муж. И еще 13 лет она будет оставаться на работе. На пенсию выйдет уже в 68 лет, чтобы заняться воспитанием внуков. Умрет Наталья Ивановна в 1988 году в возрасте 83 года. 


ХХХХ

Михаил Иванович Алдошин

В семье Ивана и Александры родился первый сын - Михаил. Он закончит Московский институт инженеров транспорта, станет инженером железных дорог, будет жить и работать в Калуге. Его часто посылают разбираться с причинами аварий, случающихся на железной дороге. 

Михаил женится, его дети - Леонид (1940 или 1941 г.р.) и Ольга (1946 г.р) также будут жить в Калуге. У Ольги будут дети. 

Михаил Иванович погиб трагически. Однажды, когда он отдыхал в отпуске на юге, к нему в ухо забралось какое-то насекомое, что в итоге привело к тяжелой болезни и смерти в одной из московских больниц. 


1916 

Клавдия Ивановна Островская (ур. Алдошина)

У Ивана и Александры родилась дочь - Клава. После завершения школы в Сухиничах Клавдия окончила финансовый техникум, ездила на практику. Получила распределение в отделение банка, расположенное в селе Бабынино Калужской области. Здесь, в 1935-1936 году  познакомилась с будущим мужем – Виктором Островским, который приезжал в Бабынино в командировку из Москвы. Виктор забирает ее в Москву, где молодые живут в служебной квартире, полученной Виктором по случаю женитьбы, в небольшом флигеле во дворе дома в 5-м Верхнекрасносельском переулке.
Клавдия работает кассиром, а затем старшим кредитным инспектором в Госбанке Железнодорожного района Москвы на ул. Красносельская. В октябре 1937 года у Клавдии рождается дочь - Алиса, моя дорогая мама. В апреле 1938 года мужа Клавдии арестовывают и, сфабриковав обвинение, отправляют в лагерь в Коми АССР, затем он живет на поселении, а позднее в Красноярском крае. Флигель приходится поменять на комнатку в полуподвале дома в 5-м Верхнекрасносельском. 

Через год Клавдия едет к мужу на свидание. Дочь приходится отправить в Сухиничи к бабушке Саша и дедушке Ивану, там она и остается первые годы своей жизни. В 1941 году старики и ребенок оказываются на оккупированной территории, но судьба их хранит. Во время Второй мировой войны Клавдия работает в банке. После войны мама с дочкой едут к мужу, который живет в это время на поселении в пос. Вожаель и живут у него: мама - два года, дочь - два с половиной года (1-3 классы). В 1949 году Клавдия Ивановна умирает в родах в 33 года. Сына сохранить не удалось. Дочь Алиса в 12 лет осталась без матери, с отцом на поселении. Живет она в Москве, чтобы сохранить "площадь" - комнату в полуподвале. 


1922 или 1923

Алексей Иванович Алдошин

У Ивана и Александры рождается сын - Алексей. Учился в Московском авиационном институте, из него ушел на фронт авиационным техником. После войны закончил пединститут, а затем Военно-воздушную академию им. Жуковского. Женился на Галине Андреевне. Военную службу завершил в Киеве. Преподавал в Институте ГВФ (Гражданского воздушного флота) в Киеве, погиб в автокатастрофе по дороге в студенческий стройотряд, которым руководил. 

Есть дочь, она вышла замуж, у нее трое детей. После аварии в Чернобыле семья Алексея Ивановича эмигрировала в Австралию. 


1926

Семья Алдошиных, примерно 1926 год. Слева-направо: Клава, Александра Андреевна, Наталья, Михаил (стоит), Иван Михайлович (сидит), Леша (сидит).

  • Клава - Клавдия Ивановна Островская (ул. Алдошина) UIN123,
  • Александра Андреевна Алдошина (Мишакова) UIN119,
  • Наталья Ивановна Алдошина (Яхонтова) UIN152,
  • Михаил Иванович Алдошин (стоит) UIN154, 
  • Иван Михайлович Алдошин UIN118,
  • Алексей Иванович Алдошин (сидит) UIN153 

Семья после революции жила весьма скромно. Девочкам Наталье и Клавдии перешивали вещи мамы Саши, которые она получила в родном доме в качестве приданого. 

Примерно 30-е годы. 


Дети Алдошиных. Слева-направо: Наталья, Алексей (сидит), Михаил, Клавдия. 
  • Наталья Ивановна Яхонтова (Алдошина) 1905-1988 (UIN152), 
  • Алексей Иванович Алдошин (сидит) (UIN153), 
  • Михаил Иванович Алдошин (стоит) (UIN154), 
  • Клавдия Ивановна Островская (Алдошина) (UIN123). 
Точный год съемки неизвестен, примерно 30-е. 

Дети к сороковым годам выросли и разъехались, кто куда. Дочери вышли замуж, сыновья обзавелись семьями. 


Иван Михайлович Алдошин, охотник, год снимка неизвестен


1939

Старики Алдошины держали корову, но в 1939 году ее пришлось продать. В семье двух пожилых людей внезапно появился маленький ребенок, приведенная к ним дочкой внучка Алла - так в семье Алдошиных переделали "чуждое слуху" имя Алиса. Аллочке было на тот момент меньше 2 лет, сил ухаживать за ребенком и заниматься коровой у Александры Андреевны уже не доставало. Корову продали, вместо нее завели козу, требовавшую меньше внимания, но все же дававшую молоко, которым кормили внучку. 


1941-1942

Дочь Клавдия работала в Москве, муж ее находится в ссылке, так что внучка Алла, которой шел 5-й год, продолжала расти в Сухиничах, в доме у дедушки и бабушки. В 1941-1942 семья из двух стариков и маленького ребенка пережила немецкую оккупацию.  

В Сухиничах тогда был крупный железнодорожный узел, который часто бомбили, а заодно и прилегающий жилой массив. От бомбежек бабушка и дедушка прятались в подполе или в вырытой в огороде яме. 

На время боев за Сухиничи многие жители города разбрелись по деревням вокруг города. В одной из деревень, название которой память рассказывавшей мне об этом мамы не сохранила, дедушка, бабушка и внучка некоторое время жили в чужом доме. Еще до их появления в этот дом попала авиабомба, пробила крышу, застряла на чердаке, но не взорвалась. Она чуть не стала причиной смерти дедушки. 

Как-то в доме встали на постой немецкие офицеры. Откуда-то они узнали, что на чердаке дома – авиабомба. Сгоряча заподозрили, что это диверсия против них, что дедушка - партизан. Ивана  Михайловича в его 62 года гоняли босиком по снегу вокруг дома, называя его партизаном и обещая расстрелять. Кто-то все же догадался, что бомба лежит на чердаке уже давно и расстреливать дедушку не стали.

Немцы были разными. Один немецкий солдат, служивший при полевой кухне, приносил под фартуком сахар в совке и отдавал его бабушке Александре. За сахар она выменивала в деревне продукты, которыми семья питалась. Офицеры, скучающие по своим семьям, фотографировались с «маленькой русской девочкой» Аллой, сажая ее к себе на колени. Несмотря на такое тесное соседство с оккупантами, бабушка, дедушка и внучка уцелели. После отхода немцев от Сухиничей, семья вернулась в свой дом. Он уцелел, а вот от и без того скудного "хозяйства" мало что осталось.  

Еще до войны 1941-1945 года Иван Михайлович вышел на пенсию по инвалидности, пенсия была совсем небольшой. Приходилось сдавать большую комнату в доме постояльцам. Питались хозяева практически только тем, что давал огород у дома. Спасало положение то, что Иван Михайловича был охотником, так что на стол семьи периодически попадали зайцы, случалось он добывал также лис, и, совсем уж редко - волка. За убитого волка в те времена выплачивали небольшую премию.    



1949

В 1949 году Иван Михайлович и Александра Андреевна пережили смерть своей дочки Клавдии. 


Дедушка и внучка. Иван Михайлович Алдошин и Алла Викторовна Островская на похоронах Клавдии, дочери и матери. 




1950-1955


Иван Михайлович Алдошин



Александра Андреевна Алдошина (ур. Мишакова), бабушка Саша 


Хотя бабушка Саша не была многословной или шумной, вряд ли кто-то, кто ее знал, сомневался, кто настоящий хозяин в доме Александры Андреевны и Ивана Михайловича. Дом в Сухиничах был ее Домом, ее Крепостью. Вынужденная оставить его после смерти мужа, она будто лишилась стержня, который ее держал, и вмиг сникла и состарилась. 


Иногда у стариков гостили внуки. 



Внучка Татьяна Пешкур (Яхонтова) летом в гостях у бабушки Саши и дедушки Ивана Михайловича.


Иван Михайлович Алдошин на пенсии 


1957

В 1957 году Иван Михайлович Алдошин умер в возрасте 78 лет. Согласно его завещанию, дом отходил не Александре Андреевне, а старшей дочери - Наташе. Бабушка Саша была неграмотной и Иван Михайлович полагал, что дочь справится с наследством лучше нее. Вот только для бабушки Саши это оказалось неожиданностью, она сникла, узнав, что более не хозяйка в доме, который был ей так дорог. 

Оставшуюся одну в ее 76 лет Александру Андреевну, забрала жить к себе в Бобруйск ее старшая дочь, Наталья Ивановна. Первые годы после этого, Александра Андреевна все же проводит лето в своем доме, а к дочери перебирается на зиму. 



Бабушка Саша (Александра Андреевна). 


1961 

Летом 1961 года внучка Алла со своим мужем Борисом (Борисом Леонидовичем Бойко) приезжали в Сухиничи. Борис помог соседу Александры Андреевны чинить крытый двор и крышу сарая. 

Конечно, в 80 лет поддерживать двор и огород бабушке Саше было уже не по силам. Дом в Сухиничах через несколько лет был продан, деньги поделены между родными. 

Несколько месяцев в 1962 году Александра Андреевна жила в доме у своей внучки Аллы (Алисы) Бойко (ур. Островской) в подмосковном поселке Юность, а затем в Москве. Алла была в то время на сносях, но еще работала, сильно уставая. Муж внучки, Борис Леонидович Бойко писал дипломную работу, но все же готовил немудреную еду. Как-то он спросил у Александры Андреевны, «как борщ варить?», «Не помню, батюшка, все позабыла!», отвечала Александра Андреевна, которой было уже 83 года. Когда подоспели роды правнука, бабушку Сашу увезли в Бобруйск.

В 1966 году бабушка Саша вновь приехала помогать молодой семье внучки, на пару лет. Она жила в маленькой комнате 2-х комнатной квартиры в пятиэтажке, а после ее отъезда остался сундук, где сперва хранились какие-то вещи бабушки Саши. Где-то в начале семидесятых годов он перешел во владение правнука - школьника Алексея Бойко, который хранил в нем игрушки и собирался сделать на его торце пульт управления космическим кораблем. Позднее, за недостатком места, сундук был выброшен. 

В Бобруйске Александра Андреевна жила в трехкомнатной квартире своей старшей дочери Натальи Ивановны, деля комнату со своей внучкой Таней. 

Помню, что у Александры Андреевны почти всегда горела лампадка перед образами. Она была искренне верующим человеком, хотя почти не ходила в церковь. Это отношение к религии впитала и ее внучка - Алла. 

Бабушка Саша считала, что лекарства должны быть обязательно горькими и, что если лекарство не имеет выраженного горького вкуса, то и лечиться им смысла не имеет. К телевидению она относилась скептически, заявляла, что в телевизоре “черти пляшут”, и его не смотрела. 

Бабушка Саша ушла в 1975 году (21.04.1975) в 94 года, она похоронена в Бобруйске на кладбище в черте города в одной могиле со своим зятем - мужем Наталии Ивановны - Николаем Николаевичем Яхонтовым.

Судьба дома, этого "родового гнезда" Алдошиных на улице Герцена печальна. Дом переходил из рук в руки и в начале "нулевых" стоял с провалившейся крышей и полуразобранными полами. 



-- 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Феофил Кириллович Островский - детство и годы юности

1877-19ХХ  29.12.1877 - ...  Отец - Кирилл Васильевич Островский    Мама - нет данных   Брат - Арсений Кириллович Островский    Брат- Петр К...