вторник, 22 марта 2022 г.

село Росоловцы

Село Росоловец или Росоловцы можно считать "родовым гнездом" рода Островских, в нем жил и работал первый известный представитель непрерывного рода - Назарий Островский, ~1731-1735 г.р, священник, село Росоловец. Назарий Островский мой прямой предок, ныне живет немало его потомков в Украине, России, Германии и других странах. 

Кроме того, в период с 1794 года по 1826 годы в селе Росоловец жил и служил священник Григорий Островский, сын Назария Островского. 


Карта 1846-1863


Военно-топографическая карта Российской Империи 1846-1863 гг. (издавалась до 1919 г.), созданная под руководством Ф.Ф. Шуберта и П.А. Тучкова. Масштаб: 3 версты на дюйм. Волынская губерния, листы 23-5, 24-5. 


Историческая справка о селе Росоловцы (на 1896 год) [1]

1247. с. РОСОЛОВЦЫ при реке Поноре, впадающей в реку Икопоть, волости Кульчинецкой, от Житомира 120 верст, от Староконстантинова - ближайшая почтово-телеграфная станция - в 12 верстах, ближайшая железнодорожная станция Шепетовка в 45 верстах и Черно-Острова в 40 верстах, ближайший приход - село Маневец 4 версты, село Лагодинец в 5 верстах, местечко Красилова в 15 верстах. Приход 7-го класса. 

Село это находится на рубеже Староконстантиновского и Заславского уездов и отделяется от последнего, по направлению на север и северо-восток рекой Икопотью и топкой широкой низменностью, на которой до 1888 года был довольно большой пруд в 370 десятин; в 1888 году пруд этот уничтожен помещиком графом Иосифом Потоцким, и самая земля, бывшая по ним, обращена под сенокос и посев свекловицы. 

Село расположено на совершенно ровной, немного приподнятой плоскости, при небольшом пруде, составляющемся из небольшой речки Поноры. Земли сего села граничат на северо-востоке с землями села Чернятина Заславского уезда на северо-западе - села Булаевки Заславского уезда, на юго-западе - землями села Маневец и с юга - землями села Лагодинец. Колодцев в селе 5, из них в трех вода хороша для употребления, а в двух - негодна.

К югу от села, на расстоянии 2.5 версты, он него, на самой высокой местности, существуют три высоких круглых насыпи, оставшихся от времен татарских набегов и служивших, как можно полагать, для окружающих жителей сторожевыми постами; с возвышенности их можно рассматривать местность на далекое расстояние. Ряд их расположен по прямой линии от запада к востоку. 

По происхождению село это - очень древнее. Оно известно уже в конце XV века. Король польский и великий князь Литовский Казимир II Ягеллон {Ошибка в источнике, должно быть -  Казимир IV Ягеллончик} (1447 - 1492 г) отдал его за заслуги дворянину Петру Боговитиновичу. Сын его, Боговитин Петрович Шумбарский в 1523 году продал это село князю Константину Ивановичу Острожскому за 50 копе грошей Литовских (порядка 150 руб). 

Запродажная запись по этому поводу была совершена в городе Остроге 23 октября 1523 года; в ней Боговитин Петрович пишет: "Я Боговитин Петрович Шумбарский вызнаваю сим моим листом..., иж что которое имение, на имя Росоловцы, подле Красилова выслужил небожчик отец мой, пан Петро Боговитинович на господари нашем, святой памяти Казимира, короли Его Милости, и я тое Именье продал на вечность господину нашему старшему, князю Констатину, Его Милости Ивановичу Острозскому, воеводе Троцкому, гетману навышшому господаря, короля Его Милости, старосте Бряславскому, Звинигородскому и Веницкому, за пятьдесят коп грошей Литовской монеты, по десяти пенязей у гроше, зо всим, как тое именье выслужил небожчик отец мой на господаря, короли Его Милости и его на себе держал, а потом как я его по животе отцове держал: с людьми того именья и с данми грошовыми и медовыми и куничными и з ставы и з ставищи и з ловы звериными и пташьими и з бобровыми гоны и з реками и з речками и зо всем с тым, как ся тое именье, выше мененое, Росоловцы же стародавна в собе и в границах и в обыходах своих себя мают, бом тое именье продал Его Милости на вечность, отдаляючи от жены и от детей моих и от всех ближних наших. Мает князь Костентин Его Милость Иванович Острозский сам и Его Милости княгини и Их Милости дети и на потом будучи Их Милости сщадки тое именье верху писаное, Росоловцы держати вечно и на веки непорушно. И волны Их Милость тое именье отдати, продати и заменити и на церков записати и розширити и прибавити и людми осадити и к своему лепшому, а вжиточному обернути, как самы налепей розумеючи, а я сам Боговитин Петрович Шумбарский и моя жена и мои дети и потомки и ближнии наши: того именья Росоловцов под Его Милостю самым и под княгиней и под детьми Его Милости и под потомки и ближними Их Милости никоторыми привычками поискивати не маем. А естлибых я сам, або жона и дети мои, або кто с потомков и ближних наших того именья под князем Костентином Ивановичем Острозским и под Его Милости княгиней и детьми и потомки и ближними Их Милости хотел поискивати, тот мает первей заплатити господарю, королю Его Милости двесте коп грошей (==600 р.), а князю Костентину Его Милости Ивановичу Острозскому, або княгини и детем и потомком Их Милости сто коп грошей" (1)

Вероятно, вскоре после покупки этого села кн. Кон. Ив. Острожским, оно было отнято у него королем Сигизмундом I и присоединено к Кременецкому замку, но вскоре опять пожаловано ему же, как это видно из описи Кременцкаго замка от 1545 года, - где читаем: "вот села, отчисленныя от замка Кременецкаго отдачею его милостию господарем, королем старшим (Сигизмундом I), покойному князю Константину (Ивановичу Острожскому, умершему в 1533 году). Во первых села замка Кременецкаго: Кузьмин, Кобыля, Западинцы, Яворовцы, Черленевцы, Росоловцы, Чернятин, Голенки и Губин. (2)

После смерти кн. Константина Ивановича Острожскаго (умершего в 1533 году), село это перешло в владение сына его, кн. Константина Константиновича Острожскаго (умер в 1608 году). 

В 1593 году оно, в числе многих других поселений Волынских, было опустошено и разорено татарами, как это видно из донесения возных Криштофа Щуки и Станислава Янковского, от 7 декабря 1601 года, Луцкому гродскому суду об осмотре ими этих поселений. Село Росоловцы в это время входило в состав Константиновской волости Луцкого повята (3). 

Во владении кн. Острожских село это находилось до 1620 года, когда, со смертию кн. Януша Константиновича Острожского окончательно угас этот славный древно-русский княжеский род. В числе других Острожских ординацийных имений село это в 1620 году перешло к единственной дочери князя Януша, Евфросинии (умерла в 1628 году), вышедшей замуж за кн. Александра Янушевича Заславского (умер 14 ноября 1629 года) и внесший все эти имения в дом кн. Заславских. 

В 1673 году со смертию внука кн. Евфросинии, князя Александра Владиславовича Заславского, окончательно угас древне-русский род кн. Заславских. 
Единственная родная сестра умершего князя Александра Владиславовича, княжна Теофилия-Людовика Заславская вышла замуж сначала за князя Димитрия-Юрия Янушевича Вишневецкого, а по смерти его (в 1682 году), за князя Иосифа-Карла Любомирского (умер в 1703 году) и внесла в дом этого последнего мужа все обширные имения князей Заславских и ординационных князей Острожских, в том числе и села Росоловцы. 

Дочь Теофилии от этого князя Любомирского, Анна-Мария, княжна Любомирская, вышла замуж за князя Павла-Карла Сангушко и все материнские имения внесла в дом сего мужа, в том числе и село Росоловцы. 

У этого князя Сангушко от второй его жены, Анны-Марии княжны Любомирской, был единственный сын, князь Януш-Александр Сангушко, унаследовавший, после смерти матери, все ее обширные имения, в числе коих было и наше село. 

Не имея детей, князь Януш-Александр Сангушко, во избежание споров, какие могли возникнуть, после его смерти, между многочисленными его родственниками, решился заблаговременно раздарить свои имения, сохранив за собою право пожизненного пользования ими. Ввиду этого, в 1752 году 7 декабря в Кольбушеве (уездный город в Галиции) он совершил известную транзакцию, или иначе - переводной или передаточный акт, по которому все многочисленные имения Острожской ординации он раздарил разным лицам, в том числе и многим своим родственникам и даже своим родным братьям, родившимся от Варвары Дуниной. 

На основании этого дарственного акта, село Росоловцы, в числе многих других сел Константиновского ключа Волынского воеводства, досталось князю Францишку Любомирскому, Старосте Гольштинскому, который и вступил во владение этим селом после смерти последнего Острожского ордината, князя Януша-Александра Сангушки (умер 13 сентября 1776 года). 

После князей Любомирских, село это принадлежало дворянам Венжевым, из коих Фекла Венжева принимала участие в построении местной приходской церкви в 1817 году. От них село досталось Грохольским и Каминским. 

В настоящее время (1896 год) село это принадлежит двум владельцам: полковнику Казимиру Янковскому (римско-католической церкви) и братьям Хоменко - Николаю и Илье Павловичам (православным). 

Местность, окружающая село, - степная, к югу гориста, к северу и северо-западу низменна, топка, к востоку и юго-западу ровная; почва черноземна. 

В селе Росоловцах - церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1817 году на средства прихожан, при участии помещицы Феклы Венжевой. Каменная, с значительными трещинами во всех частях, кораблеобразна, однокупольна и одноэтажна, крыта железом, с одним деревянным приделом с южной стороны, алтарем обращена на восток; высота стен храма 9 аршин, крыша 6,5 аршин и купола 5,5 аршин, - всего 21 аршин. Пол и потолок деревянные. Окон всего - семь, три с юга и три с севера - четырехугольные, и одно круглое в алтаре - с востока. Входа два - главный, фронтовой с запада и боковой с юга (4). Вблизи храма - каменная колокольня, построенная в одну стенку с тремя прорезами в ней для помещения колоколен, - вышиной 8 аршин, шириной 7,75 аршин и толщиною в 1,75 аршин; колоколов - 4: один в 12 пуд, 10 фунтов, отлит 1882 г., другой, без обозначения веса, отлит в 1823 году, третий отлит в 1864 году и четвертый - в 1786 году. 
Вокруг храма деревянная дощатая ограда, с решетчатыми воротами и калиткой с запада, и с одной дощатой калиткой с востока и сквера, устроена в 1880 году на средства прихожан (в 300 руб.).

Алтарная часть делится двумя деревянными дощатыми стенками на три отдела: середину составляет собственно алтарь, северное отделение назначено для хранения священных облачений, а южное - для богослужебных сосудов и вообще утвари церковной и для метрических книг. 

Святой престол - из соснового дерева, в 1.5 аршина длиной, 1 аршин и 4.5 вершков шириной и 1 аршин и 6 вершков высотой. Святой антиминс - шелковый, желтый, священнодействован Волынским Архиепископом Агафангелом 16 мая 1869 года. Илитон - шелковый красный. Жертвенник - сосновый, высотой 1 арщин 6,5 вершков, длиной 1 аршин 5,5 вершков и шириной 1 аршин (без вершка). Икон в алтаре и на стенах - 8.   

Средняя часть храма имеет вид четырехугольной палаты - в длину 17 аршин, в ширину 12 аршин и в высоту - 9 аршин. 

Иконостас - простого устройства, прямой с 6 плоскими колоннами, деревянный, трехъярусный, окрашен в нижнем ярусе зеленою масляной краской, в верхнем - светлозеленой, а местами позолочен. Царские врата резные, позолочены. 

Копии метрических книг хранятся с 1790 году, а исповедальная ведомость - с 1800 года. Опись церковного имущества имеется от 1887 года. Проводы бывают в Светлую субботу.

Земли для этой церкви наданы были еще в 1760 году князем Янушем-Александром Сангушко: усадебная - 2 десятины, пахотной - в 3 сменах 25 десятин и сенокосной - 7 десятин. По проекту от 29 ноября 1849 года, составленному на основании 1 пункта Высочайше утвержденных 20 июля 1842 года правил, эта церковная земля была проверена и снята на план и ею оказалось - усадебная 1 десятина 1200 саженей, пахотная - в 3 сменах 30 десятин и сенокосная - 5 десятин 6 саженей; по тому же проекту, 10 десятин пахотной и сенокосной земли, назначенной для священника, прихожане, на основании 33 ст. положения, должны были обрабатывать, - пахать, боронить, засевать, жать и складывать по обычаям того времени и доставлять во двор священника, а также косить сено и убирать; работать должны были собственными орудиями, а семена на посев получали от священника. Для выполнения этих работ постановлено было проектом - на две смены пахотной земли, - в каждой по 6 десятин, и на 1 десятине сенокосной - рабочих дней тяглых 85 и полутяглых 111, из коих, сообразно с числом душ, составляющих Россоловецкий приход, падало на часть помещика Грохальского тяглых 27 и полутяглых 35 дней, а на часть помещика Каминского тяглых 23 и полутяглых 30 дней. Работы эти, на основании §17 Высочайше утвержденных 26 мая 1847 года правил для управления имениями по утвержденным для них инвентарем, относились на счет дней собственно крестьянских. При этом на обязанность помещиков, а в отсутствие их на их управляющих, возлагалось иметь строгое наблюдение, чтобы обработка священнического участка производилось своевременно и исчисленные для этго рабочие дни были бы все исполнены. Но так как Росоловецкий приход составляется из меньшего числа душ, чем должно быть в среднем приходе, то за недостающее количество рабочих дей - тяглых 35 и полутяглых 46 назначено было пособие священнику из сумм духовного ведомства, считая тяглый и полутяглый день по 20 коп., - всего 16 рублей 20 копеек. 

Причтовые дома и хозяйственные постройки, по тому же проекту, должны были строить и поддерживать прихожане. Расходы на отопление причтовых домов возлагались, по силе 53 ст. положения, на помещиков. По плану 1871 года, церковной земли числится: усадебной 1 десятины 1488 саженей, пахотной в 3 сменах 31 десятина 1379 саженей, сенокосной 702 сажени, под церковным погостом - 400 саженей, вакантной земли - под старым церковным погостом и дорогой - 460 саженей. 

Кроме того, в пользовании причта находилось 1,5 десятин болотного сенокоса, не внесенного почему-то в план церковной земли; но этот болотный сенокос в ночь с 31 июня на 1 июля 1891 года захвачен помещиком Николаем Хоменко. По сему в настоящее время - в действительном пользовании причта имеется - всего 33 десятин 2119 саженей (по копии плана, хранящейся в церкив), - а именно - усадебных 1 дес.1488 саж., пахотной в 4 участках 31 дес. 1529 саж. (включая сюда и 60 саж. под дорогой), сенокосной 702 саж., под старым церковным погостом 264 саж. и новым 400 саж.  и под улицей 136 саж. Кроме того, есть еще участок земли в 1225 саженей в урочище "Клин", отведенный в июне 1883 года под православное кладбище и приобретенный на средства прихожан (снять на план, хранящийся при церкви). Пахотная земля в 3 менах, но в 4 отдельных кусках, - один в полуверсте от села, другой - за прудом в четверти версты, третий - в трех четвертях версты и четвертый в полутора верстах. Из всего количества пахотной земли - четвертая часть выделена псаломщику. 

Причины: священник 300 рублей и псаломщик 50 рублей; до 1842 года причт получал от прихожан так называемую "роковщину". Для священника - дом о 5 комнатах с кухней,  прочен, но холоден, требует новой крыши; хозяйственные постройки - небольшой сарай для сена, соломы и скота под одною крышею, конюшня с возовнею под одною крышею, две клуни и деревянный погреб, сложены из старого недоброкачественного материала (кроме амбара и погреба) и требуют ремонта, а главное новых крыш. Для псаломщика дом о двух комнатах с кухней и кладовой; хозяйственные постройки - клуня, сарай для скота и погреб. 

Церковно-приходская школа существует с 1890 года помещается вблизи церкви, в новоустроенном деревянном доме, - с содержанием от прихожан в 80 рублей; учителем в 1894/1895 учебном году был оконч. однокл. Кузьмин. народное училище, попов. сын Николай Самуилович Гобчанский; учеников было 20 м.п.  

Дворов в приходе: 142 3/4, прихожан - 1139 дворов обоего пола; римско-католической 5 дворов обоего пола (семейство управляющего имением Казимира Янковского, - Нивинского и его прислуга); евреев - 80 дворов обоего пола.

Приход состоит из одного села Росоловец. О движении народонаселения в приходе можно судить на основании следующей таблицы:



Из этой таблицы видно, что за последние 90 лет население села увеличилось более, чем в 2 1/2 раза. 

Все крестьяне - малороссы - славяне православного вероисповедания. По словам старожилов, в прежнее время было несколько семейств поляков - римско-католиков. Но с течением времени они слились с крестьянами, приняли православие. Одни только имена и фамилии напоминают об их происхождении: Мазарчук, Франчук, Михальщик, а из имен - Франка, Ганорка, Магда, Томаш и другие. Между коренными жителями есть несколько семейств, которые некогда были переселены сюда помещиками из Полесья и наделены землей. 

Избы и все хозяйственные постройки крестьяне строят из дерева, для теплоты в стенках домов между бревнами кладут глину, смешанную с соломой (вальки), внутри и снаружи выравнивают стены глиной. Дымовые трубы - по большей части плетневые, из лозы, обмазанные глиной; иногда впрочем устраивают их из сырого или жженого кирпича. Избы - просторные, светлые, с двумя выходами из сеней - на улицу и во двор. Сени делят избу на две половины - одна служит жилым помещением, а другая - для склада съестных припасов, одежды и всякого домашнего скарба. Некоторые из крестьян разводят возле своих домов и маленькие сады. Крестьяне одеваются в черные свиты, белые кожухи, белые рубахи, широкие холщевые шаровары, осенью и зимою носят барашковые шапки, а летом соломенные щляпы (капелюхи).

Крестьяне занимаются по преимуществу хлебопашеством, но, по причине незначительности крестьянского надела, у некоторых из них не всегда бывает достаточно хлеба. За неимением пастбищ и леса скотоводство в упадке. Летом почти все крестьяне занимаются обработкой свеклы, нанимаюсь для сего к помещикам. Осенью занимаются выкопкою и перевозкой свеклы на сахарные заводы (-- в село Кременчуки в 15 верст и местечко Красилов в 20 верстах). Некоторые занимаются также извозом. В селе есть 6 небольших пасек, а также имеются ткачи, которые делают крестьянское полотно, толстое сукно на свиты и другую крестьянскую одежду. 

Священниками при церкви сего села состояли: 

1) священник Назарий Островский с 1761 года по 1788 год;
2) священник Григорий Островский в 1788 году; 
3) священник Василий Калабанович в 1789 году;
4) священник Андрей Хлебович в 1790 году;
5) священник Стефан Осенецкий в 1791 году;
6) священник Григорий Островский с 1794  года по 1826 год;
7) священник Павел Слошинский с 1826 года по 1841 год;
8) священник Долинский в 1841 году;
9) священник Феофан Харитонович Покорский с 1842 по 1860 год;
10) священник Андрей Луцкевич с 1861 года по 1866 года;
11) священник Василий Шумовский с 1866 года по 1878 год;
12) священник Иоанн Александрович Кващевский, урожденный села Передмирки Кременецкого уезда; сын священника, окончил Волынскую духовную семинарию в 1877 году; в 1878 году 12 декабря рукоположен в священники в селе Росоловцы, служил здесь до 1893 года;
13) священник Митрофан Иванович Червинский, урожденный села Грушвицы Ровенского уезда, сын священника, окончил Волынскую духовную Семинарию в 1888 году, 21 ноября 1893 рукоположен в священника села Росоловцы, где и ныне (1896 г) служит. Псаломщик Ананий Федорович Козицкий, урожденный местечка Базалеи Староконстантиновского уезда с 1868 года и ныне служит.

(1) Archiwum ks. Sanguszkow, t.3, стр. 253-4.
(2) Памятники, т.4 отд. 2, стр. 228
(3) Архив юго-запад. России, ч.6, т.1, стр. 291.  
(4) Описание церкви составлено на основании церковно-приходской летописи села Росоловца 1892 года - рукописи, хранящейся в Волынском древле-хранилище - в городе Житомир. 

---

Источники 

[1]  Теодорович, Николай Иванович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии / сост. Н. И. Теодорович. Почаев, 1888 - 1903, т.4 "Староконстантиновский уезд". 





 
















[2] Роcоловце, село района Староконстантиновский гмины (Староконстантиновского уезда) Кульчины (Кузминской волости, упразднена после 1885 года, после чего Росоловцы относились к Кульчинецкой волости), 12 верст от mtа пов., 191 дом, 1239 душ, каменная православная церковь, построенная в 1817 г., пожалован в 1760 году князем Янушем Сангушке, православная церковная школа с 1890 года. Село было пожаловано королем Казимиром Ягелем. Петра Боговитиновича сын, Богувин Петрович Шумбарский, в 1528 году продан Константину Острожскому, за 50 коп. литовских гривен. В 1593 году принадлежал константиновскому имению, разоренному татарами. В 1753 году село было передано князю Францишеку Любомирскому. От рода Любомирских перешло к роду Вязовых (которому он принадлежал в 1817 году), а от них к роду Грохольских и Каминских.  В настоящее время принадлежит Казимиру Янковскому и братьям Хоменко.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Феофил Кириллович Островский - детство и годы юности

1877-19ХХ  29.12.1877 - ...  Отец - Кирилл Васильевич Островский    Мама - нет данных   Брат - Арсений Кириллович Островский    Брат- Петр К...