Фольварк Ковнятин или по-белорусски Каўняцiн. Есть варианты: Камнятин. До 1863 года имение называлось Ковятынь. В XIX веке имение Ковятынь принадлежало Сташевичу.
На начало XX века деревня Ковнятин и фольварк Ковнятин относилось к Логишинскому приходу. Логишинская волость, Пинский Уезд.
По слухам, сохранившимся в семье, после 1917 года мой прадед Феофил Кириллович Островский жил с Марией, происходившей из имения Ковнятин. До этого Ф.К. Островский служил начальником земской стражи в городе Гостынин Варшавского уезда, затем воевал в 1-й Мировой войне в чине капитана РИА. Были ли женаты Феофил и Мария - не знаю. У Марии была дочь, но ее имя неизвестно. Была ли она дочерью Феофила. Нет данных.
Предполагаю, что речь идет о фольварке Ковнятин, который располагался рядом с деревней Ковнятин, слева от нее, совсем недалеко от Логишина, что в Пинском уезде, примерно в 30 км от Пинска к северу. Хотелось бы узнать, кому он принадлежал.
На 2022 год от фольварка Ковнятин, похоже, остались руины
Фольварк относился к Логишинскому православному приходу Святых Апостолов Петра и Павла. В Логишине располагалась Петропавловская церковь.
Метрических книг из Петропавловской церкви сохранилось немного, они лежат в Национальном историческом архиве Беларуси в Минске.
- 1912–1917 г. Фонд 136, опись 37 (Национальный исторический архив Беларуси)
- 1924 г. Фонд 136, опись 48 (Национальный исторический архив Беларуси)
Что помнят в семье:
«Со слов моей мамы [Елены], отец их [Виктора, Елены и Александра] был белый офицер [Речь про Феофила Кирилловича, которого после революции чаще называли Федор Кириллович]. По каким-то причинам семья их распалась. И Федор Кириллович женился на или жил с какой-то Марией. Эта Мария из имения в Польше, оно называлось «Ковмятино» [предполагаю, что речь о фольварке Ковнятин]. А у этой Марии есть дочь, но имя мама не знала. А мама [Раиса Ипполитовна, бывшая жена Феофила Кирилловича Островского], уйдя от Федора К. Островского, как бы вышла замуж за графа Оболенского (*). Этот граф дворянин, и у них должен быть совместный сын Юрий [у них было четверо детей]. Со слов моей мамы, вроде бы их мать жила в Америке. Со слов моей мамы, было, видимо, в 1956 году в Москву д. Вите [Виктору Федоровичу (Феофиловичу) Островскому, сыну Феофила] письмо от их отца Федора К. [Феофила Кирилловича Островского], он, якобы, разыскивал своих детей: т.е. д. Витю и мою маму, но д. Витя сказал, что раз нас предали и мы столько пережили и д. Витя не стал ему писать. Алла, вот эту фотографию я вам посылаю, (...) Здесь их отец, мать держит на руках д. Витю, а няня держит на руках мою маму маленькую. И мамина мать была беременная Сашей. Это фотография, со слов моей мамы, это и есть имение под Польшей, оно называется «Ковмятино» [Пинский уезд не очень близок к Варшаве, но и не слишком далек. Вопрос - что делала семья Феофила Кирилловича в фольварке Ковнятин в 1912 году, когда сделано фото. Ведь в это время Феофил Кириллович и его семья живут в городе Гостынин, Варшавская губерния].
Деревня Ковнятино (Ковнятин) расположена в Полесье в 30 км на север от Пинска, в разные периоды истории эта земля была территорией Российской империи, Люблинского или Подляского воеводства Польши, территорией Беларуси. Деревня Ковнятин(о) находилась в Логишинском районе в Пинской, а затем с 1962 года - в Брестской области.
В 1914 году 9-10 сентября в ходе тяжелых боев Ковнятин, Логишин и Мокрые Дубравы были освобождены от германских войск силами 298-го Мстиславского полка. В 1915 году 3-я Русская армия отступала, но в августе закрепилась в Полесье, линией разделения выступал Огинский канал. В сентябре 1915 года было предпринято наступление - 75-я пехотная дивизия с пехотным полком 83-й пехотной дивизии наступали от южного берега Погостского озера через Новый Двор на Стошаны, Ковнятин и Логишин. В результате ожесточенных боев Логишин был освобожден и до 1918 года территория была занята русскими войсками.
В дальнейшем территория Полесья считалась польской.
25 января 1919 года Пинском с боем овладела Западная Армия, сформированная из военных сил Р.С.Ф.С.Р., и советских республик Белоруссии и Литвы. Город обороняли Петлюровские части и гайдамаки, в отдельных местах были также столкновения с небольшими конными и пешими частями, сформированными из польских легионеров.
После провала польской кампании начала века, Пинск вновь оказался частью Польши и оставался в ее составе до второй мировой войны. В 1939 году СССР и Германия разделили Польшу, 2 ноября 1939 года Верховный Совет СССР принимает Закон СССР «О включении Западной Белоруссии в состав Союза Советских Социалистических Республик с воссоединением ее с Белорусской Советской Социалистической Республикой». 4 декабря 1939 года была установлена граница между БССР и УССР. Земли Полесского воеводства были включены в состав Брестской, Пинской областей БССР.
В 1941-1944 годы Пинск и его окрестности были под немецкой оккупацией. Затем - вновь в составе СССР.
В 1962 году Логишинский р-н был упразднен, его территория вошла в Пинский район Брестской области.
Любопытный факт - совсем недалеко от Ковнятина в Пинске жил с 1921 года и умер 16 ноября 1948 года брат Александра Федоровича Оболенского - Борис Федорович Оболенский (похоронен в Пинске 16.11.1948) с женой - Данилевской Марией (Maryla) Ивановной (1900-1946). Феофил Кириллович и Борис Федорович практически наверняка были знакомы. Виделись ли они после 1917 года?
Видео Ковнятино 2021 года.
Раиса, бывшая жена Феофила, мать Вити, Елены и Шуры (а также Юрия, Николая, Михаила, Ольги) не жила в Америке. Она жила в России, умерла в 1954 году и похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище. В Америке мог, теоретически, оказаться Феофил Островский, но его следов мне найти не удалось. Тем более не получается найти некую Марию (вторую жену Феофила?) и ее дочь.
Родственники из семьи брата Феофила, Арсения Кирилловича Островского, считают, что он жил где-то в Киеве или под Киевом. Но опять же, документальных свидетельств этому нет.
[2] Справочные данные о Ковнятине
Комментариев нет:
Отправить комментарий