По инициативе командира 192-го пехотного резервного Ваврского полка генерального штаба полковник Валуев, предложил создать школу офицерских детей на началах взаимопомощи. Ее задачей было подготовка детей к поступлению в приготовительный и 1-й классы правительственных учебных заведений. Школа была создана, и в нее принимали детей офицеров не только 192-го полка, но и других частей гарнизона, то есть 191-го Дрогичинского пехотного полка, 4-го артиллерийского батальона, а также детей солдат.
Были ли в ней также дети из 2-го Зегржского крепостного полка? Не знаю, он к тому времени, вероятно, дислоцировался в Зегрже, а не в Яблонне и детям его офицеров было бы сложно добираться до школы, хотя Зегрж и Яблонну к тому времени связывало не только шоссе, но и техническая железнодорожная ветка.
Приведу рассказ о создании школы в Яблонне, опубликованный в 1902 году.
Штаб фельдмаршала Гурко (посад Яблонна Варшавской губернии).Много писалось, много говорилось о затруднительном положении семейных офицеров, заброшенных судьбой куда-нибудь в захолустье, вдали от больших центров — подрастают дети, пора задумываться о подготовке их к поступлению в то или другое учебное заведение; подготовка должна быть основательная, так как с каждым годом, по мере увеличения конкурса, растут затруднения при определении детей даже в I и приготовительный классы. У родителей, при всем желании, нет возможности дать детям школьного возраста нужную подготовку.Остается одно из двух: или взять гувернантку или отдать детей в подготовительную школу. Но гувернантка обойдется рублей 30—40 в месяц, а такой расход не по карману армейскому офицеру и так еле сводящему концы с концами, а воспитывать детей вне дома, в ближайшем городе, потребует еще больших затрат.И вот растут, подрастают Петя с Марусей, резвясь на казарменном плацу, вдали от шума городского. На девятом, на десятом году их везут на приемный экзамен в корпус, гимназию или институт и бойкие, краснощекие дети офицеров, озираясь, как зверьки, отвечают невпопад и пасуют перед бледными тощими детьми городских обывателей, еще с пятилетнего возраста напичканными всякой книжной премудростью в пансионах и фребелевских садах.Что же делать с детьми наконец?Ни одно родительское сердце тревожно бьется над этим вопросом; все средства пускаются в ход: хлопочут о переводе в часть, расположенную в городе; сообща, на артельных началах, приглашаются гувернантки, учителя, но редко достигаются благоприятные результаты.В подобных тяжелых условиях по воспитанию детей находились семейные офицеры частей гарнизона штаба фельдмаршала Гурко, расположенного в 20 верстах от Варшавы.Командир 192 пехотного резервного Ваврского полка генерального штаба полковник Валуев, приняв близко к сердцу нужды офицеров своего полка, задался целью найти выход из тяжелого положения, в которое поставлены родители, имеющие детей школьного возраста. В последних числах сентября этого года собранию офицеров был предложен выработанный им проект школы офицерских детей, на началах взаимопомощи, не рассчитывая на помощь от казны. Идея эта была встречена с восторгом, и немедленно же было приступлено к ее осуществлению.Программа школы приноровлена к приемным требованиям в приготовительный и I классы правительственных учебных заведений. На расходы по оборудованию школы классным инвентарем и учебными пособиями назначены суммы, составляющиеся из добровольных вычетов из содержания всех офицеров полка и платы за учение (размер — 1 руб. за одного, 1 руб. 50 коп. за двух и 2 руб. за трех детей). Школа, получившая название «Начальная подготовительная школа для офицерских детей Ваврскаго полка», принимает кроме того, с согласия комитета ее, детей нижних чинов своего полка и детей офицеров других частей гарнизона.Вопрос о помещении школы, самый трудный, разрешился в благоприятном смысле — один из штаб-офицеров полка уступил свою квартиру. Лучшего помещения нельзя было и желать.Труд по преподаванию разделен между молодыми офицерами полка; одна из дам выбрана воспитательницей, и ее труд, как наиболее серьезный, найдено возможным вознаградить; на ее обязанности — наблюдение за детьми во время перерывов и занятия с младшей группой. Другая дама вызвалась быть преподавательницей арифметики. Добрым примером послужила супруга командира полка, обучающая детей иностранным языкам и музыке. Нечего и говорить, конечно, что труд преподавателей является добровольным и безвозмездным.1 октября было получено официальное разрешение на открытие школы попечителя Варшавского учебного округа и день этот, совпавший с храмовым праздником полка, составит светлую страницу в истории полка.Школа, ближайшим руководителем которой является во всех отношениях сам командир полка, существует уже третий месяц и деятельность ее теперь уже может подлежать оценке. Число учеников возросло до 17 и нужно видеть ясные оживленные личики детей, чтобы понять, как они успели полюбить школу и освоиться с непривычными для них в начале школьной дисциплиной и порядком.Распределение учебного плана выработано командиром по последним оригиналам современной педагогики; уроки на дом не задаются; трудные для детей уроки чередуются танцами, пением или играми; в одну из перемен им дается общий завтрак; по праздникам устраиваются экскурсии в ближайшие окрестности штаба, таким образом утомительные классные занятия прерываются живыми беседами на лоне природы во время прогулок по лесам и лугам.Для поощрения детей всем им присвоена форма—девочкам темно-зеленое платье и черный передник (по праздникам белый), а мальчикам такого же сукна куртка матросского покроя с погонами полка и фуражка-бескозырка.Живая связь семьи со школой, сердечное отношение к делу учащего персонала, недостаточная педагогическая опытность которого направляется и постепенно сглаживается под руководством учредителя школы—все эти данные говорят в пользу будущего преуспевания школы. Школа поставлена на прочных началах; следует надеяться, что и после ухода полковника Валуева его преемники сумеют оценить и поддержать это симпатичное учреждение, а ему, как истинному отцу-командиру, навсегда обеспечены глубокая благодарность и признательность родителей.Е. А. и подполковник Згерский
Источник: "Разведчик", 1903, №685, с.1074.
Комментариев нет:
Отправить комментарий