1908 или 1909 г.р. - умерла позднее 1976 года
- Отец: Феофил Кириллович Островский, 29.12.1877, Коссынь - умер позднее 1924 года, место и время неизвестны
- Мама: Раиса Ипполитовна Островская (ур. Захарьина, во втором браке - Оболенская)
- Брат: Виктор Федорович (Феофилович) Островский, 10.09.1907, Гостынин - 20.09.1975, Москва
- Брат: Александр Федорович (Феофилович) Островский, 23.02.1910, Гостынин (?) -
- Дядя: Арсений Кириллович Островский UIN139
- Дядя: Петр Кириллович Островский UIN172
- Дядя: Василий Кириллович Островский UIN198
- Тетя: Анна Кирилловна Островская UIN197, умерла до рождения Елены Федоровны
- Муж: Вилюгин (имя неизвестно)
- Дочь: Светлана, г. Асбест Свердловской области
- Дочь: Людмила, г. Асбест Свердловской области
- Дочь: Галина, г. Асбест Свердловский области
- Сын: Евгений, г. Асбест Свердловской области
1907
Родилась Елена в городе Гостынин, Варшавской Губернии в 1908 в семье военного - Феофила Кирилловича Островского. В семье ее будут называть Люся.
Дата рождения: 28 октября 1908 года, Метрическая книга Свято-Николаевской церкви 3-го Стрелкового полка (Гостынин, Варшавской губернии). Крещена 28 декабря 1908 года. Восприемники: помощник акцизного надзирателя III Варшавского Акцизного округа Дмитрий Васильевич Яковлев и дочь подполковника 2-го Зергжского полка Варвара Ипполитовна Захарьина (сестра матери, Раисы Островской).ЦГИА СПб. Фонд 19. Опись 128. Дело 1042 (с.414).
Феофил Кириллович с семьей. Справа - жена Феофила (беременная сыном Александром) Раиса Ипполитовна, она на сносях, скоро родится ее второй сын - Александр (1910); у нее на коленях - сын Виктор, в центре, на руках у няни или бабушки (мамы Феофила?) - дочь, Елена.
Фото сделано, вероятнее всего, летом 1909 года. На погонах поручика шифр ЗС - земская стража.
Оригинал этой фотографии Елена Вилюгина попросит положить себе в гроб, что и будет сделано близкими.
Отец Елены, - Феофил Кириллович происходит из семьи потомственных священников, священники – его отец и три брата. Пытались направить по этой линии и Феофила Кирилловича, но у него со священничеством не задалось, за неуспешностью учебы он был отчислен из 3-го класса Волынской духовной семинарии. Зато поначалу удачно складывается его карьера по военной линии. В 21 год, в 1899 году он зачислен рядовым в 66-й пехотный Бутырский полк. В 1900 году его производят в ефрейторы, а затем отправляют в Одесское пехотное юнкерское училище из которого будущий отец Елены выходит унтер-офицером. В августе 1902 года Феофил Островский в чине подпрапорщика возвращается в свой 66-й полк. В декабре 1902 года командир Бутырского полка полковник Иосиф Ильич Регульский направляет рапорт о производстве подпрапорщика Феофила Островского в чин подпоручика. Соответствующий приказ выходит 3 марта 1903 года. Скорость, с которой растут чины молодого офицера удивляет.
В 1906 году Феофил Кириллович расстается с полком, переходит на административную службу в городе Гостынин Варшавской губернии и женится. К 1 октября 1907 года, в возрасте 29 лет Феофил живет в городе Гостынин Варшавской губернии с женой и сыном Виктором (род. 29.09.1907). В чине поручика, в должности помощника уездного начальника по делам полиции - на эту должность в уездах "польских" губерний Российской империи назначались армейские офицеры. Вряд ли поручику удалось бы получить такое место без протекции. В это время Гостынинское уездное управление возглавляет князь Федор Николаевич Оболенский, коллежский советник, вплоть до 1915 года он будет непосредственным начальником Феофила Кирилловича. Кроме того, отец Елены начинает преподавать гимнастику учащимся 4-классного городского училища, это дает ему дополнительный заработок. Такая практика среди военных бытовала в те годы, не была чем-то особенным.
Мама Елены Феофиловны - Раиса Ипполитовна Островская (ур. Захарьина). Происходит из семьи военного. Ее родители - Ипполит Николаевич и Наталья Ивановна Захарьины. Она - старшая дочь в семье, у нее есть сестры - Елена и Варвара, а также (предположительно) брат - Елеазар. Родилась она в 1888 году, к моменту выхода замуж за Феофила Кирилловича в 1906 году ей 18 лет. В период 1900-1908 годы ее отец Ипполит Николаевич Захарьин в чине капитана, а затем подполковника служит во 2-м Зегржском крепостном полку, который стоит в небольшой крепости Зегрж в 30 верстах к северу от Варшавы.
1910 (1 или 2 года)
В семье Феофила Кирилловича и Раисы Ипполитовны рождается 2-й сын - Александр.
1911 (2 или 3 года)
К 1911 году в 33 года, в чине штабс-капитана, Феофил Кириллович занимает должность начальника земской стражи и помощника по полицейским делам начальника Гостынинского уезда, коллежского советника князя Федора Николаевича Оболенского, а также продолжает работать учителем, получая уже неплохое по тем временам жалованье в 400 рублей.
1912 (3 или 4 года)
дети Феофила Кирилловича Островского
Надпись на обороте фотографии:
Дорогим сестричкам Лене, Гене и Г... (неразборчиво) от крепко любящих их сестры Люси и братьев Вити и Шуры. 19 8/XI 12 г. (8 ноября 1912 года, цифра 12 затерта, но прочитывается).
Г.Г. ...
Инициал и фамилия в подписи не прочитываются, поскольку надпись частично соскоблена. Кто бы это мог написать?
На фотографии Шуре - 2 года, Елене - 3-4 года, Вите - 5 лет.
1913 (4 или 5 лет)
Раиса Ипполитовна оставляет мужа Феофила Кирилловича и детей - Виктора, Елену и Александра и уезжает в Тирасполь с сыном начальника мужа, с Александром Федоровичем Оболенским. В Тирасполе в 1913 году она родит 3-го сына - Юрия Островского. Александр Федорович Оболенский впоследствии женится на Раисе Ипполитовне, усыновит Юрия. Он будет носить отчество Александрович, а фамилию писать Островский или Островский-Оболенский. У Юрия Островского Оболенского будет два сына: Георгий Юрьевич Оболенский (17.10.1938-21.03.2017) и Михаил Юрьевич Оболенский (род. в 1952).
Своих детей от первого брака Раиса Ипполитовна, судя по доступной мне информации, больше никогда не увидит.
Феофил остался работать в Гостынине.
1914 (5 или 6 лет)
После начала Первой мировой войны в 1914 или 1915 году отец Елены Феофиловны возвращается в действующую армию.
Начинается 1-я мировая война. Семьи военных, чиновников, священников Привисленского края оправляются в эвакуацию. Семья Феофила эвакуируется из Варшавской губернии первоначально в Тамбовскую губернию, где братьев-священников распределяют по сельским приходам. У меня нет точных сведений об этом периоде. Предполагаю, что семья Феофила живет где-то поблизости или в одном селе с семьей его старшего брата Арсения Островского.1917 (8 или 9 лет)
В 1917 году находятся следы Феофила Островского в чине капитана в резерве чинов при штабе Минского военного округа.
1918-1923 (9-10 - 14-15 лет)
Где находится Феофил Островский в этот период - неизвестно. Сведений об участии Феофила Кирилловича в Белом движении найти не удалось. Сохранилось упоминание, что он якобы жил в селе Ковнятин в Пинском уезде с женщиной по имени Мария. Тогда эта территория несколько раз меняла хозяев, в основном оставаясь за Польшей. Впрочем, возможно он жил в одноименном фольварке в Логишинской волости, который и принадлежал некой Марии. Кстати, в переводе со летувисского языка
В период с 1916 года по 1922 год Виктор, Елена и Александр жили в селе Нижнее Мальцево Рязанской губернии. За детьми приглядывала их бабушка, практически наверняка - мать Феофила. К сожалению, мне не удалось узнать ее имени.
Виктор с 15 лет работает помощником слесаря на Нижнемальцевском химическом заводе.В 16 дет Виктор находит работу в Коломне, помощником слесаря на Коломенском машиностроительном заводе. Он получает жилье, что позволяет ему в том же 1922 году забрать к себе в Коломну брата и сестру. Несмотря на то, что Александру всего 13 лет, Виктор устраивает его на работу.
В какой-то период, скорее всего, после первых расправ над офицерами и полицией в 1917 году, в семье принимается решение - утверждать, что отец был железнодорожником, что в период с 1906 по 1914 год он выезжал на заработки на Привисленскую железную дорогу, где Виктор и "имел несчастье родиться". Позднее, на допросах 1938 года, сколько бы их не избивали до бесчувствия, братья Виктор и Александр будут твердить только это - отец наш Федор Гордеевич Островский служил машинистом на железной дороге, работавший на железной дороге 25 лет. Существовал ли такой Федор Гордеевич Островский или это целиком и полностью вымышленный человек? Интересно, что Виктор в своей автобиографии пишет, что с 1907 до 1914 года жил с отцом на станции Скерневицы. Могло ли быть так, что Феофил служил в Гостынине, а его семья жила в Скерневицах?
Виктор с головой бросается в служение советской власти - со всей своей энергией и твердым характером: вступает в 16 лет в комсомол, идет служить в Красную Армию, вступает в ряды ВКП(б). По его стопам идет и его брат. Увы, ничто не поможет, брат будет расстрелян, а Виктор почти 17 лет проведет в лагерях или в ссылке.
1935
Елена вышла замуж и жила с мужем в городе Асбест на Урале (Свердловская область). Этот брак оказался для нее счастливым. В браке она родит четверых детей: Гулю, Милу, Светлану и Евгения. Последнее письмо от Гали Рощупкиной (ур. Вилюгиной), одной из дочерей Елены Феофиловны, датировано 2.03.2009. К этому времени уже умерли Елена Федоровна, сестра Мила и брат Евгений.
В 1935 года она была на отдыхе в Алуште.
Елена Федоровна на отдыхе в Алуште, 17.07.1935. Эту фотографию Елена послала "братишке Виктору".
1938 (29-30 лет)
1938 год для Елены, Виктора и Александра оказался трагическим.
8 февраля 1938 году Александра Федоровича арестовывают, как почти всех, кто после революции прибыл в Россию с территорий, которые теперь стали зарубежными государствами, вполне враждебными Советам. У него в паспорте в качестве места рождения указано – Польша. Этого оказалось достаточно, чтобы включить его в группу "польских шпионов", "раскрытую" в городе Коломна Московской области. Сыграли свою негативную роль и исключение из партии, и найденный у него дома пистолет с тремя патронами – Шура называл его наградным.После ареста в феврале 1938 года Александр домой уже не вернулся. Со временем его жене Валентине сообщили, что Шура якобы получил приговор «10 лет без права переписки». Только много позднее она узнала, что муж был расстрелян и захоронен на Бутовском полигоне вскоре после его ареста, в апреле 1938 года (1938.04.11). Тогда Бутовский полигон был подмосковным.
В 1955 году была тайная встреча Елены и Виктора с кем-то из родственников, которые числились пропавшими. Был ли это Феофил Кириллович, которому в это время было бы 77 лет? Или это был Юрий Александрович Островский-Оболенский, считающийся сыном Феофила Кирилловича? Или кто-то еще... так или иначе Елена и Виктор отказались от новых встреч, Виктору это могло угрожать очередным сроком, к тому же брат с сестрой обижались, что они никому не были нужны, пока бедствовали детьми-сиротами при двух живых родителях в период 1-й мировой войны, революций, гражданской войны и последующих мрачных лет в истории страны.
1956-1976-...
Елена Федоровна прожила долгую и полноценную семейную жизнь, появились дети и внуки. Любимый муж умер раньше Елены Федоровны, а она еще в 1976 году приезжала в Москву на похороны брата Вити.
Умерла Елена Федоровна в Асбесте, похоронена она так же.
--
Источники:
[1] Остались такие воспоминания, записанные дочерью Галины Рощупкиной со слов ее матери, Елены Федоровны Вилюгиной (ур.Островской).
«По каким-то причинам семья распалась. И Федор Кириллович женился на или жил с какой-то Марией. Эта Мария из имения в Польше, оно называлось «Ковмятино». А у этой Марии есть дочь, но имя мама не знала. А мама [жена Феофила Кирилловича Островского – прим. Б.Л.Бойко], уйдя от Федора К. Островского, вышла замуж за графа Оболенского [Оболенские были князьями – прим. Б.Л.Бойко], возможно без венчания (*). Этот граф дворянин, и у них должен быть совместный сын Юрий. Со слов моей мамы, вроде бы их мать жила в Америке. Со слов моей мамы, было, видимо, в 1956 году в Москву дяде Вите [Виктору Федоровичу (Феофиловичу) Островскому - прим. А.Б.Бойко] письмо от их отца Федора К., он, якобы, разыскивал своих детей: т.е. д. Витю и мою маму, но д. Витя сказал, что раз нас предали и мы столько пережили и д. Витя не стал ему писать. Алла, вот эту фотографию я вам посылаю, (...) Здесь их отец, мать держит на руках д. Витю, а няня держит на руках мою маму маленькую. И мамина мать была беременная Сашей. Это фотография, со слов моей мамы, это и есть имение под Польшей [под Варшавой?], оно называется «Ковмятино».
[2] Вот еще фрагмент из письма Галины Рощупкиной, дочери Елены Федоровны Вилюгиной (ур.Островской), 24.01.2006.
"А в 1961 г я была с мамой. Мы были почти три недели. Моя мама и д. Витя они все время при закрытых дверях в полголоса говорили. О чем они говорили наедине, так как мама была очень скрытная, а я хорошо понимала, что по тем временам ничего нельзя было говорить. Да, еще мама говорила что ее отец, т.е. наш дед, потом жил якобы с какой-то женщиной и звали Мария. А у этой Марии была дочь. Эта Мария была богатая у нее было какое-то имение в имении Ковмятино.
Так это или нет, это все со слов моей мамы".
--
Комментариев нет:
Отправить комментарий