Дедушка мой, Степан Захарович, не чурался такой ответственности, не боялся главенствовать. Он всегда был полновластным и даже грозным хозяином. Он постоянно сурово окликал бабушку: «Дарья!», а то и «Дашка!».. Она же, покорно откликалась и, спеша на его зов, всегда звала его Степаном Захаровичем. Во всяком случае, так было при нас, детях, да и при чужих людях. Как было у них наедине, что они, в общем-то, прожили в дружбе и согласии долгих полвека, - дедушка пережил бабушку на два года, - да и что это за жизнь была у него без нее!.. Знаю, что она, Дарья Акимовна, родила ему двенадцать детей. Так раньше жили. Пользуясь случаем, хочу заметить, что и другая моя бабушка, Елизавета Петровна, мало отстала от нее, родив своему мужу, а моему дедушке, Федору Антоновичу [1], десять детей, - все больше девок...
Вспоминая теперь дорогие для меня давно прошедшие времена, склонен я все-таки думать, что вся показная строгость дедушки и неукоснительность его речений, были скорее кажущимся явлением, чем каждодневной сутью дома... Бесспорно, он был непререкаемым главой семьи. Однако подлинным двигателем всего, сиюминутным распорядителем всех хозяйственных дел в доме, хотя, вроде бы, и незаметным, всегда была бабушка... Дедушка же больше находился в водокачке: следил за манометром, чтобы не допустить в котле опасного перегрева пара, или паял, резал, лудил, чинил замки, ковал крючки и петли для сараев, да мало ли еще что он умел делать, выполняя просьбу своих соседей, стараясь им угодить и уважить. Денег с них за работу он не брал, так как жил в достатке, получая ежемесячно из казны жалованья сорок рублей золотом. Работал же для души, для уваженья, и уважаем был.
Дедушка был справедлив, добр и некапризен. Один только и значился за ним грешок, - а у кого их не было! – да и то в ранние годы, - недозволенный интерес к деревенским молодицам... Но это было очень давно, так давно, что и бабушкой было напрочь забыто. Потом дедушка остепенился и стал примерным семьянином, а со временем – патриархом большого рода, почитаемым всеми.
--
[1] Гончаров Федор Антонович (1844-1916), из крестьян Щигровского уезда Курской губернии, осмотрщик вагонов на ст. Курск-1.
Комментариев нет:
Отправить комментарий